Северный Казахстан - в крае есть все для развития животноводства, но отрасть по-прежнему на месте..

Фильтры

Регион

Новости

Северный Казахстан - в крае есть все для развития животноводства, но отрасть по-прежнему на месте..

О продовольственной безопасности и не только...

Не секрет, что на севере Казахстана самые плодородные в республике почвы. В лесостепной зоне снег не выветривается, и за зиму, а также за счет осенних и весенних осадков, обычно накапливается необходимое количество влаги на полях. Есть условия не только хороший урожай зерновых получать, но здесь есть и хорошие сенокосные угодья. Есть все предпосылки для развития кормопроизводства. Есть также на селе достаточное количество «свободных» рабочих рук. То есть с трудовыми ресурсами опять же проблем нет.

При этом Казахстан испытывает дефицит мяса и молока отечественного производства. Более половины реализуемых на отечественных прилавках молочных и сорок процентов мясных изделий завозятся к нам извне.

Но даже та часть данных видов товаров, которая производится у нас, вряд ли получает высокую оценку у потребителей. Потому что подчас в красочной, привлекательной упаковке от отечественного производителя оказывается вовсе не изделие из натурального молока, а изготовленное на основе сухой молочной смеси, вместо натурального сливочного масла может оказаться нечто, более чем наполовину состоящее из маргарина, а колбаса или сосиски и сардельки - изготовлены с большим содержанием соевого порошка.

У отечественных производителей, стесняющихся на упаковках своей продукции честно указывать все эти нюансы и реализующих по существу фальсифицированный продукт по цене натурального, своя правда. Сырья, то бишь молока и мяса, для загрузки перерабатывающих мощностей на полную катушку, не хватает.

По данным Минсельхоза, в настоящее время в республике переработкой сельхозпродукции занимаются более двух тысяч предприятий. За последние четыре года ввод новых мощностей по переработке мяса составил 68 процентов, молока - 67, овощей и фруктов - около 60, масличных культур - 28 процентов соответственно. При этом в сфере переработки мяса мощности казахстанских предприятий загружены только на 30 процентов, молока - на 44, растительного масла - на 70, плодоовощных культур - на 45 процентов.

Между тем, последние пять лет доля импортного продовольствия на нашем рынке увеличивалась в среднем на 30 процентов ежегодно и в прошлом году достигла объема в 2,2 миллиарда долларов. В свою очередь, объем экспорта казахстанского продовольствия за рубеж в позапрошлом году составил два миллиарда долларов. Но мы достигли такого объема в основном за счет экспорта зерна. В итоге в прошлом году мы получили отрицательное сальдо в товарообороте сельхозпродукции в 200 миллионов долларов. При том, что больше сорока процентов людей у нас проживает в селах, мы проедаем больше, чем производим. Например, доля импорта по таким продуктам, как печенье, сыр, творог, сухое молоко и кондитерские изделия, превышает 50 процентов.

Как же так случилось, что сегодня село оказалось не в состоянии обеспечить отечественный рынок в полной мере молоком и мясом? Ответ лежит на поверхности. За годы так называемого реформирования села поголовье скота и птицы в республике сократилось в разы. По некоторым позициям - в десять и более раз. К примеру, в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области еще в кризисные девяностые насчитывалось 56 тысяч голов скота. В данное время эта цифра составляет… пять тысяч. Сегодня количество средних и крупных товарных ферм можно пересчитать чуть ли не по пальцам. При этом 90 процентов поголовья сохраненного скота содержится на частных подворьях сельчан.

В годы кризиса буренок пускали под нож, чтобы обменять мясо на запасные части для тракторов, на солярку. Мясом выдавали зарплату сельским труженикам… На пресловутый бартер пускали даже племенное стадо, маточное поголовье…

Банкротство бывших совхозов и колхозов никто не воспринимал как трагедию. Была популярной идея, что частник, фермер всех прокормит, как в Америке или Канаде. При этом забывали упомянуть, что западный фермер пользуется мощной поддержкой и финансовыми дотациями своего государства…

Сегодня умами казахстанских чиновников овладела другая идея - создание так называемых средне- и крупнотоварных ферм. Или мега-ферм, как их еще называют. С этой целью выделяются государственные средства на закупку за океаном высокопродуктивных животных. В частности, уже закуплены в Канаде и завезены в хозяйства Акмолинской и Северо-Казахстанской областей нетели и телки голштинской породы. Продуктивность этих животных составляет в среднем семь тысяч литров молока в год.

Хочется, конечно, порадоваться за отечественных животноводов, что обзавелись при помощи государства этими заморскими чудо-животными. Но на самом деле, это недешевое удовольствие. Каждая такая коровенка обошлась примерно в семь тысяч долларов. Специалисты утверждают, что канадские голштины себя окупят. Во-первых, молоком. Во-вторых, за три-четыре года от них будет получен приплод. Правда, признают, что заморские буренки должны еще адаптироваться к нашим северным условиям. Они очень прихотливые, и рацион кормления у них, по нашим меркам, особый…

Ваш покорный слуга задался еще одним вопросом. На протяжении многих десятилетий казахстанские ученые-селекционеры в тесном сотрудничестве со специалистами в хозяйствах выводили отечественные породы КРС, адаптированные к нашим непростым климатическим условиям и кормовому рациону. Так куда делись знаменитые красная степная и казахская белоголовая породы?

В 1996 году группа ученых Северо-Казахстанского научно-исследовательского института животноводства и ветеринарии и специалистов племзавода «Алаботинский» Тайыншинского района тогда еще Кокшетауской области были удостоены государственной премии за вклад в развитие отечественной науки в животноводческой отрасли. В течение шестнадцати лет североказахстанские ученые совместно с алаботинскими специалистами занимались выведением заводского комолого типа казахской белоголовой породы. Алаботинские буренки отличаются своей неприхотливостью. Хорошо переносят холод. Даже на одних грубых кормах могут давать в сутки по килограмму привеса. Это скот мясной породы. Но алаботинские домохозяйки умудряются получать от своих белоголовых буренок неплохие надои молока.

Честно признаюсь, отправляясь в легендарное хозяйство в поисках казахской белоголовой, ожидал увидеть худшее - разоренные и опустевшие скотобазы, и услышать поминальный плач по знаменитым буренкам. К счастью, опасения мои оказались напрасными. Племзавод пережил кризисные годы, здесь умудрились сохранить племенное стадо и продолжают снабжать племенными животными практически весь Казахстан. Правда специалисты хозяйства признают, что на сегодня спрос на алаботинских буренок многократно превышает их предложение. Увы, но пока алаботинцы не в состоянии обеспечить своими племенными белоголовыми красавицами всех желающих заниматься разведением этой породы. В Северо-Казахстанской области еще несколько хозяйств, специализируются на разведении казахской белоголовой. Своих буренок, на селекцию которых они затратили почти двадцать лет, североказахстанские ученые и животноводы называют национальным достоянием. Трудно с этим не согласиться.

После поездки на племзавод «Алаботинский», а также пообщавшись со специалистами отрасли и учеными, занимающимися проблемами животноводства, пришел к выводу, что вопреки «издержкам» и «перегибам» переходного периода мы не растеряли бесповоротно весь научный и кадровый потенциал. А это главное. Правда, и возродить отрасль в одночасье тоже вряд ли удастся. На это уйдет как минимум десятилетие при условии серьезных инвестиций в животноводство.

Специалисты полагают, что решить проблему с загрузкой перерабатывающих мощностей возможно лишь за счет развития сельского хозяйства через субсидии и дотации. И одной из главных мер должно стать выделение земель местным производителям, чтобы они могли сами получать сырье, перерабатывать его и выдавать конечный продукт. Собственная сырьевая база исключит длинную цепочку посредников и устранит зависимость от внешних рынков.

Весьма обнадеживают правительственные программы по созданию так называемых продовольственных поясов вокруг наших городов. Наиболее активно и массированно данная программа реализуется последние два года в Акмолинской области, перед которой стоит задача обеспечить потребности в продовольствии столицы.
Акмолинцы делают упор на создание крупных молочно-товарных ферм и откормочных площадок, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.

На сегодня там завершена реализация 17 проектов на общую сумму в 3,6 миллиарда тенге. С начала года завершено строительство откормочных площадок с законченным циклом переработки мяса в Бурабайском и Аршалынском районах, реконструкция колбасного цеха в Сандыктауском районе, модернизация птицефабрики в Целиноградском районе. За счет этого уже за девять месяцев текущего года увеличено производство мяса на 37,5 процента, а молока - на 29,2 процента.

Все это, конечно, здорово. Никто не может отрицать необходимость и эффективность крупного молочно-товарного производства. Но и о рядовом сельчанине-частнике, все-таки, не стоит забывать тоже. Если создать для единоличников надлежащие условия, заинтересовать крестьянина финансово, организовать систему закупа сельхозпродукции у населения, наш фермер-единоличник тоже сможет внести серьезный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, а попросту говоря, накормить всех остальных.

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее