Овцеводство в Казахстане – почему сжигается шерсть?

Фильтры

Регион

Новости

Овцеводство в Казахстане – почему сжигается шерсть?

Экономическая политика государства, направленная на развитие несырьевого сектора и снижение импортозависимости, кроме создания высокотехнологичных производств, предусматривает и развитие традиционных отраслей экономики, в том числе животноводства. В этой отрасли, по ряду объективных причин, накопилось немало проблем, требующих принятия энергичных мер для своего решения.

В последнее время, выражая озабоченность избирателей состоянием отечественного животноводства, некоторые депутаты Мажилиса Парламента РК выступали с запросами в адрес Правительства по поводу недостаточно активной работы АО «Мал Онимдери».

Так, на одном из недавних пленарных заседаний Мажилиса депутат Амангельды Момышев обратил внимание Премьер-Министра К.Масимова на отсутствие в Плане мероприятий Правительства по устойчивому развитию агропромышленного комплекса страны пунктов по формированию региональных кластеров по производству и переработке шерсти. По мнению мажилисмена, и корпорация «Мал Онимдери» не уделяет достаточного внимания этим вопросам. При этом, в Казахстане имеется около 19 миллионов овец, которые, при условии настрига шерсти хотя бы на 100 тенге с одной овцы, могли бы дать около двух миллиардов тенге выручки. Значительная часть шерсти, из-за отсутствия организованного закупа, в настоящее время сжигается. По словам депутата, необходимо создать кластер, включающий предприятия по закупу и переработке шерсти, для чего потребуется, на начальном этапе, три-четыре миллиона долларов США в год.
При этом, А.Момышев указывал, что переработку шерсти следует производить на предприятии в Жамбылской области, которое он назвал единственным в Казахстане.

Безусловно, мажилисмен, как и его коллега Айгуль Соловьева, ранее выступавшая с запросами по этому же поводу, затрагивают очень важную проблему, касающуюся рентабельности овцеводства и, соответственно, дальнейшего развития множества сельских населенных пунктов и целых районов страны. Нынешнее состояние овцеводства, как и всего животноводства в целом, не позволяет обеспечить стабильное развитие хозяйств и благосостояние сельского населения в силу ряда причин. Например, прошедшим летом на юге страны, в связи с засухой и бескормицей, было забито большое количество животных, в том числе овец. При этом в адрес «Мал Онимдери» также высказывались претензии – в связи с малым объемом закупа, хотя для этих целей корпорации было выделено 200 миллионов тенге. Руководство корпорации оправдывалось тем, что большая часть поголовья предлагалась к закупу уже в состоянии низкой упитанности.

Далее, собственно о шерсти и ее сбыте – еще в конце 2007 года сообщалось об открытии завода по переработке шерсти в Шымкенте. Завод, стоимостью 75 миллионов тенге, был построен сельской потребительской кооперацией «Биязы», получившей для своих целей кредит от АО «Аграрная кредитная корпорация» на семь лет под пять процентов годовых.

Конечно, говорить о том, что государство не принимает никаких мер по развитию овцеводства, было бы не совсем корректно. Другое дело, насколько эти меры соответствуют объемам продукции отрасли. Например, «Биязы», как сообщал его руководитель О.Тагаев, может перерабатывать 350 килограммов шерсти в час. То есть, не более тысячи тонн в год – при работе в одну смену. Между тем, в прошлом году, как сообщалось в прессе, в одной только Кызылординской области на пункты приема было сдано более тысячи тонн шерсти. При этом отмечалось, что часть продукции фермеры были вынуждены уничтожить.

Дело в том, что предлагаемая за овечью шерсть цена была настолько низкой, что многие овцеводы даже не пытались вывозить ее из хозяйств. Вообще, цены на грубую шерсть таковы, что выручка от нее не покрывает расходов на стрижку – в то время, как сама стрижка остается необходимой операцией. Частные перекупщики в Кызылординской области в прошлом году давали всего 10 тенге за килограмм, но и «Мал Онимдери» предлагала ненамного больше – 20 тенге.

Надо отметить, еще в 2003 году сообщалось о том, что в Жамбылской области коммерческие структуры ведут закуп шерсти по 25 тенге килограмм – за грубую, и 137 тенге – за тонкую. А в 2004 году «Мал Онимдери» закупала грубую шерсть по цене 40 тенге за килограмм, правда, с доставкой в Семипалатинск – зато без НДС. Поэтому, с учетом общего повышения цен на продукцию сельского хозяйства, ситуация с закупом шерсти и ценами на нее выглядит не совсем понятной и, как справедливо указывают депутаты, требует тщательного изучения.

Но, если даже государство возьмет на себя ценовое регулирование на рынке шерсти – как, например, «Продкорпорация» поддерживает планку цен на пшеницу на уровне, обеспечивающем рентабельность большинства зерносеющих хозяйств, – самым важным фактором для развития овцеводства остается спрос на шерсть на мировом рынке. Грубая шерсть используется, в основном, для изготовления ковров, войлока и изделий из него. На мировом рынке предпочтение отдается тонкой шерсти, идущей на изготовление высококачественных тканей. Соответственно, и закупочные цены на нее гораздо выше. «Мал Онимдери» еще в 2005 году платила за килограмм 160 тенге, а в прошлом году – 200 тенге. Примерно столько же платят и китайские закупочные компании.

Проблема в том, что в настоящее время поголовье овец в Казахстане, большей частью, грубошерстное. В целом, с учетом потенциала для развития отрасли и по сравнению с уровнем ее развития в прошлом, - состояние овцеводства Казахстане никак нельзя назвать удовлетворительным.
Вот цифры: в 1990 году в республике было 35,7 миллиона овец. Произведено 107,9 тысячи тонн шерсти, из них 51,8 процента – тонкой. (Эти данные взяты из справочника «Мировое овцеводство». Соколов В.В и Куц Г.А., 1990 г.). А вот данные Агентства РК по статистике: в 2000 году в Казахстане было овец и коз – 9981,1 тысячи голов, произведено шерсти – 22924 тонн. В декабре 2008 поголовье мелкого рогатого скота достигло 17848,3 тысячи, а шерсти – в основном, грубой, – было произведено 33279,3 тонн.

А тонкая шерсть, как уже отмечалось, на порядок дороже, чем грубая. При настриге 3-3,5 килограмма – столько настригают со взрослой овцематки породы североказахский меринос, – получается более 600 тенге с головы. С грубошерстных овец, по ныне действующим ценам, настричь шерсти даже на 100 тенге с головы, о которых говорил депутат А.Момышев, будет проблематично. К сожалению, в свое время, когда были нарушены хозяйственные связи в связи с распадом СССР и возникли трудности со сбытом шерсти, кроме того, что сильно сократилось поголовье, во многих, даже крупных, хозяйствах республики произошла замена имеющегося поголовья мериносов на грубошерстных овец. Оказался ненужным и, возможно, уже частично утерян, накопленный опыт по работе с тонкорунными овцами – как в технологическом плане, так и в части племенной работы.

Конечно, определенные меры для восстановления тонкорунного овцеводства государством принимаются. Еще в 2005 году был начат закуп австралийских мериносов – производителей для улучшения оставшегося в Казахстане тонкорунного поголовья. В стране остались племенные стада, насчитывающие по нескольку тысяч голов мериносов различных пород, выведенных еще в советское время. Таким образом, у нас есть все возможности для увеличения поголовья тонкорунных овец, разведение которых, кроме экономического эффекта, позволяет решать и социальные проблемы села – за счет создания новых рабочих мест, повышения занятости сельского населения и увеличения их доходов.

С учетом создавшегося положения в животноводстве, в целом, Правительство намерено повышать экономическую устойчивость отрасли через укрупнение хозяйств и перевод их на промышленную основу. При этом, основным индикатором развития овцеводства, кроме увеличения экспорта баранины, будет являться создание основы для экспорта глубоко переработанной тонкой шерсти – то есть для работы предприятий по переработке шерсти должна быть создана соответствующая сырьевая база.

В то же время, животноводство все еще остается сосредоточенным в личных подсобных хозяйствах, что затрудняет решение поставленных задач. В связи с этим Министерством сельского хозяйства разработаны законопроекты «О личном подсобном хозяйстве» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О племенном животноводстве», которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.

Источник: КазИнформ

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее